Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место.
Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должноначинаться с первых лет жизни.
- Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше.
- Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу.
- Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование.Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся,как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то,насколько живо,интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет)
Семейное чтение это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех,чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми,это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.
Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините,но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт,и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов,то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.
Советы родителям
➢ Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.
➢ Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.
➢ Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения
➢ Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.
➢ Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.
➢ Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.
➢ Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.
➢ Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.
➢ Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.
➢ Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.
➢ Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.
➢Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.
➢Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.
➢ Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.
➢Участвуйте в школьных литературных конкурсах, оформлении альбомов чтения и т.д.
➢ Ведите «дневник домашнего чтения» для формирования грамотного читателя в условиях семьи.
Преимущества, которые дает умение хорошо читать
➢ читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения. Дети, которые хорошо читают,в школе сразу показывают хорошие результаты.
➢ Чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми,тем богаче будет их словарный запас,что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию
➢ Если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг,то впоследствии выдерживают любые экзамены и тесты.
➢ У детей, которые читают хорошо - возникает мысленная картинка прочитанного.Поэтому они лучше запоминают детали, с большей охотой читают для себя,своего удовольствия. Развивается память, воображение.
Как начать семейное чтение
Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.
Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».
Не спешите расстаться с прочитанной книгой:
∙ Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.
∙ Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.
∙ А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.
∙ И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.
Если телевизор конкурирует с книгой
Вот некоторые интересные наблюдения и советы, предоставленные Институтом родителей (Канада):
1. Если к выключателю телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка размещена слишком высоко, нетрудно догадаться, как в такой обстановке ребенок будет проводить свое свободное время. Но если вы отведете ему собственную полочку с увлекательными, красочными книжками и четко распланируете время просмотра телепрограмм, то он почти наверняка обратит свой взор на книжную полку и что-то выберет и для себя.
2. Да!
- по возможности раньше начните читать ребенку вслух;
- постарайтесь каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух;
- помните, что искусство слушать не приходит само по себе, его надо постепенно прививать.
Нет!
- не читайте истории, не нравящиеся вам самим;
- не удивляйтесь и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу же.
- не конкурируйте с телевизором. Если родители предлагают своему чаду выбирать между книгой и телевизором, то он, вероятнее всего, предпочтет последнее. И все же - на то вы и родители, чтобы поставить последнюю точку. Равнодушным тоном скажите ребенку: «Телевизор мы включим в семь часов вечера». Если он хочет слушать сказку или рассказ - очень хорошо. Не хочет - ничего страшного. Ни в коем случае не создавайте впечатление, что телевизор он не смотрит из-за книги;
3. При чтении вслух можно воспользоваться некоторыми приемами из практики учителей:
- если читаете стишок, пусть ребенок попытается угадать следующую рифму;
- закончив читать какую-то книгу, расспросите малыша, не происходили ли подобные забавные истории с ним самим;
- спросите у ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю.
4. Помните, как трудно вам было расставаться с книгой только потому, что настало время идти спать? Не доводилось ли вам брать с собой в постель фонарик, чтобы успеть прочитать хоть несколько страничек, пока вас не застанут родители?
Почему бы раз в неделю не проявить снисходительность и не посмотреть сквозь пальцы на время отхода ко сну? Пусть ребенок знает, что может бодрствовать, сколько хочет, то есть до тех пор, пока читает книгу.
Такому вечеру можно дать особое название - вечер чтения, «сказочная вечеринка»;
5. Носите с собой в сумочке книгу - на случай, если вам предстоит длинный путь с ребенком или длительное ожидание в очереди;
6. В некоторых семьях заведено раз в неделю «забыть обо всем и только читать». На эти полчаса выключается телевизор, никто не подходит к телефону, причем планируется это время заранее, с отметкой в семейном календаре.
Но эти тридцать минут имеют смысл только в том случае, если участвовать будет вся семья. И если вы сами в полной мере погрузитесь в новый бестселлер.
7. Исследования показали, что дети, смотрящие телевизор больше десяти часов в неделю, читают хуже своих сверстников, которым родители ограничивают время пребывания перед экраном. В некоторых семьях папа или мама выдают «ТВ-билеты» - каждый действителен 30 минут. Если билеты кончились, телевизор исключается до следующей недели.
Ни компьютер, ни телевизор не являются препятствием любви к книге. Нельзя противопоставлять их друг другу, нельзя говорить: «Вот ты в книжке не дочитал, за это тебе телевизора не будет». Мы сами вкладываем в сознание ребёнка, что книга – это что-то нудное и обязательное, как мытьё посуды, а компьютер, телевизор – что-то такое, чем наградят, если всё дочитать и рассказать содержание.
разгарнуць » / « згарнуць